- общее недоразвитие речи (ОНР).
- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).
Особенности общего недоразвития речи ОНР), при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся и к звуковой, и смысловой стороне. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР:
- полное отсутствие общеупотребительной речи;
- частичная сформированность речи (небольшой словарный запас, аграмматическое построение фраз);
- развернутая речь с элементами недоразвития ( выявляются во всей речевой системе: звукопроизношении, словаре, грамматическом строе, связной речи).
При фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФН) происходит нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Характерными особенностями ФФН являются: неправильное произношение отдельных звуков; замена одного звука другим, смешение звуков, значительные трудности с фонематическим анализом и синтезом, а так же при обучении чтению и письму.
Патогенетической основой нарушения речи являются: локальное поражение головного мозга, органическое поражение речевых зон коры головного мозга, органическое поражение ЦНС, мозговые заболевания (инсульт, опухоли) и травмы мозга, анатомические дефекты, например, нарушение строения артикуляционного аппарата, в том числе зубочелюстные аномалии, психотравмирующие ситуации.
Причины возникновения аномалии: внутриутробные патологии; родовые травмы; соматические заболевания в первые годы жизни; сотрясение мозга; вегетативные дисфункции; неблагоприятная среда развития.
Виды нарушений:
- Дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной обеспеченности речевого аппарата. Различают механическую дислалию, вызванную нарушением строения артикуляционного аппарата (неправильный прикус, неправильное строение зубов или твердого неба, короткая уздечка языка, аномально большой или маленький язык), и функциональную дислалию, связанную со спецификой языковой среды, в которой проходит развитие ребенка (неправильное речевое воспитание ребенка в семье, педагогическая запущенность).
- Нарушение голоса – могут быть в любом возрастном периоде – от детского до старческого. В подростковый период изменения голоса связаны с эндокринной перестройкой организма. Выделяют две большие группы голосовых нарушений:
- По степени сохранности, могут быть двух видов: (дисфония (частичное отсутствие голоса); афония (полное отсутствие голоса);
- По причинам нарушения могут быть: (органические, функциональные).
- Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Причина : анатомический дефект (открытая либо прикрытая расщелина между носовой и ротовой полостью (на верхней губе, десне, небе), часто сочетающийся с зубочелюстными аномалиями. Проявляется ринолалия во невнятности речи. В крайних проявлениях речь перестает быть понятна окружающим.
- Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной обеспеченности речевого аппарата. Проявляется в виде расстройств звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи, интонации. Степень выраженности дефекта многовариативна и колеблется от анартрии – полной невозможности произнесения речевых звуков – до стертой дизартирии – малозаметной нечеткости произношения. Может возникнуть в любом возрастном периоде в результате поражения ЦНС.
- Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (повторения звуков, слогов, слов; удлинения звуков; обрыв слов; вставки). Проявляется в определенных ситуациях, в результате чего, как правило возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения. Проявляется в виде судороги мышц, при попытке начать речь или в момент речи. Сопровождается сопутствующими движениями.
- Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов. Характерными особенностями являются позднее появление и замедленное развитие речи, ограниченный запас слов.
- Афазия – полная или частичная утрата речи (понимания или её производства), обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письма и чтения
- Дисграфия - частичное расстройство процессов письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма. Типичными ошибками письма при дисграфии являются: смешение и замена букв; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, разрыв слова на части, слитное написание слов; аграмматизм; смешение букв по оптическому сходству.
Выделяют виды дисграфии:
- артикуляно-акустическую (фонетические нарушения);
- акустическую (несформированность процессов фонематического восприятия);
- оптическую (замена и искажение сходных по начертанию букв).
- Аграфия — полное нарушение процессов письма. Причиной дисграфии и аграфии является недостаточная готовность психических процессов, формирующихся в процессе развития устной речи.
- Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в многочисленных, стойко повторяющихся ошибках (например, замены, перестановки, пропуски букв).
К формам дислксии относят:
- фонематическую (путанее букв, которые обозначают сходные звуки; побуквенное чтение; вставки, пропуски, перестановки);
- семантическую (механическое чтение, без понимания смысла);
- аграмматическую (грамматические ошибки при чтении предложения);
- мнестичекую (незапоминание букв и невозможность их сопоставления с соответствующими звуками);
- оптическую (смешение сходных по начертанию букв).
4. Алексия — полная неспособность овладеть чтением
Характеристика детей с нарушениями речи, письма и чтения
1.Физические и моторные особенности. Слух и интеллект сохранны. Резко выражены отклонения в развитии речи. Вторичными дефектами являются ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, отклонения в эмоционально-волевой сфере.
2.Уровень работоспособности. При речевых расстройствах, вызванных органическим поражением мозга, у детей отмечаются: возбудимость, двигательная расторможенность, низкая умственная работоспособность, высокий уровень утомляемости и раздражительности. Утомление нарастает к вечеру и к концу недели, проявляясь в усилении головных болей, расстройстве сна, повышении двигательной активности.
3.Уровень психического развития. Психическое состояние детей с органическим поражением речи неустойчиво, что негативно влияет на уровень работоспособности: в период психосоматического благополучия дети могут достигать достаточно высоких результатов в учебе, но осознание своих проблем6 приводит к аффективным срывам, а в последствии и к изменении характера (замкнутости, негативизму). В некоторых случаях наблюдается апатия и равнодушие. Нарушение в эмоционально-волевой сфере характеризуются расстройствами настроения, эмоциональной неустойчивостью, низким уровнем контроля за собственной деятельностью.
Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, для них характерны плохие оценки, неуважительное отношение. В поведенческом плане проявляется проявляется негативизм, агрессия или повышенная застенчивость и нерешительность, высокий уровень тревожности.
4.Уровень развития интеллекта. Интеллект сохранен, но вследствие затруднений в восприятии и воспроизведении речи как вторичный дефект развивается ограниченность мышления.
5.Уровень развития речи: речь не развита. Преобладают простые предложения, низкий словарный запас.
6.Внимание неустойчиво, характеризуется высоким уровнем переключаемости.
7.Восприятие: объем восприятия в границах нормы, но в результате низкого уровня работоспособности объем его значительно снижен.
8.Память неустойчива.
9.Особенности обучения. При наличии неярко выраженных дефектов речи возможно обучение в условиях массовой школе при условии целенаправленной и систематической логопедической работы.