Рекомендации педагогам в работе с детьми, имеющими диагноз ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) — это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности.

Патогенетическую основу ЗПР составляет замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга (при нормальном развитии они обеспечивают развитие личности и формирование целенаправленной деятельности), что приводит к частичному нарушению психического развития.

Поскольку ЗПР является сложным полиморфным нарушением, у различных детей будут страдать разные компоненты психической, психологической, физической деятельности.

Симптомы ЗПР, как правило, неярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредствованным  формам деятельности, задержка психического развития становится явной.

 

 

Характеристика детей с задержкой психического развития

 

  1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.
  2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.
  3. Уровень психического развития  не соответствует возрасту.  Инфантильны. Инфантилизм – первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит  к нарушению развития  эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, не сформированности произвольной регуляции поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
  4. Уровень развития интеллекта  не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Однако наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое.

Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок.  Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).

Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.

  1. Уровень развития речи выражено, снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения, например аграмматизм.
  2. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие дети  легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются.
  3. Восприятие  имеет  низкий уровень: недостаточность, фрагментность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона.  На уровень восприятия так же влияют  условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.

 

  1. Память отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминание однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. Основным приемом заучивания является механическое многократное повторение (зубрежка). Запоминание сложного материала, требующего понимания и логических приемов переработки информации, значительно снижено. Непроизвольное запоминание так же ниже границы нормы.
  2. Особенности обучения в школе. Вследствие того, что дети не достигли уровня развития, необходимого для перехода к учебной деятельности, и ведущим видом деятельности для них остается игра, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы. Поскольку им свойственен низкий уровень самоконтроля, они не умеют планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели, что проявляется в пропуске уроков, невыполнении школьных заданий, отставании в усвоении  учебного материала. Уже в начальной школе на основе сравнения и осознания своего неуспеха в учебной деятельности у них складывается отрицательное отношение к учению, что приводит к формированию чувства неполноценности и еще больше усугубляет ситуацию.