Рекомендации педагогам в работе с детьми имеющими диагноз - аутизм

Аутизм (от греч. autos — сам) — утрата контактов с окружающими, уход от действительности в свой внутренний мир.

Ранний детский аутизм  (РДА) в соответствии с международными стандартами характеризуется как «общее расстройство развития» или как « обширное нарушение развития человека». РДА характеризуется неравномерным развитием некоторых психических функций, для него характерно сочетание следующих основных симптомов:

1)невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;

2)крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;

3)недостаточность коммуникативного использования речи;

4)отсутствие или недостаточность зрительного контакта;

5)страх изменений в окружающей обстановке («феномен тождества»);

6)непосредственные и отставленные эхолалии («попугайная речь»);

7)задержка развития «Я»;

8)стереотипные игры с не игровыми предметами;

9)нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

10)стереотипность в поведении;

11)особые нарушения речевого развития...

 

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты следующие критерии при определении аутизма:

  • ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности;
  • качественные нарушения способности к обращению;
  • качественные нарушения в сфере социального взаимодействия.

 

 

Характеристика детей с аутизмом

 

1.Своеобразие развития.  Уже в первый год жизни жизненно важные функции нарушены при отсутствии явных соматических и неврологических расстройство например, в первые месяцы могут возникнуть проблем с  кормлением в связи с недостаточной координацией сосательных и глотательных движений, взгляд блуждает по предметам, не концентрируясь на чем либо конкретно. В последующие месяцы развития проявляется  избирательность в еде, отказ от новых видов пищи. Нарушение сна имеют выраженный характер. Навыки опрятности формируются  с трудом, потребность в общении не формируется. Поведенческие характеристики нарушены: бурные негативные реакции при малейшем изменении окружающей их обстановки, не ищут общения с матерью, их привязанность с ней носит симбиотический характер, активность стереотипна, настроение отличается дисфоничностью с периодическими вспышками агрессии, могут появляться стойкие фиксированные и труднопереносимые страхи. Имеют склонность к фантазированию,  которое оторвано от реальности и заменяет её.

2.Развитие интеллекта протекает неравномерно. Легко усваивается материал абстрактного характера, но с трудом конкретный. Умственные способности аутичных детей могут находиться в диапазоне от сохранного, но негармоничного интеллекта до одаренности или умственной отсталости.

3.Речь аутичных детей  обращена к самим себе и, в основном, наполнена персерверациями и вычурными модуляциями. Не используется как средство общения. Достаточно долгое время могут говорить о себе во втором  или третьем лице. Не задают вопросов окружающим, на обращенные к ним вопросы отвечают безразлично, односложно и часто невпопад. Может встречаться мутизм (отсутствие речи).

 

По данным института коррекционной педагогики РАО, при современной правильной коррекционной работе:

  •  60% аутичных детей могут учиться по программе массовой школы;
  •  30%  по программе специальной школы.