О средствах обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания – это те материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства. В ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» широко используются предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеоуроки. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; она должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; наглядность должна быть эстетически выполнена; также она должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

В ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»  используются следующие средства обучения и воспитания:

Печатные:

(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.);

Визуальные (зрительные):

  • таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому, немецкому, французскому языкам, литературе, родным языкам, химии, начальным классам;

  • карты по истории и географии;

  • картины на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства;

  • портреты (по всем учебным предметам);

  • натуральные объекты (на уроке биологии);

  • модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;

  • лабораторное оборудование – на уроках физики, химии, биологии;

  • магнитные доски;

  • графические планшеты;

  • робот R.Bot Synergy SWAN. 

Механические визуальные приборы:

  • цифровое устройство для просмотра микропрепаратов;

  • многофункциональный модернизированный телескоп;

  • звездная атмосфера с подвесными интерактивными планетами Солнечной системы;

  • фотоаппарат;

  • видеокамера;

  • конструкторов Lego Mindstorms для создания программируемых роботов.

Электронные образовательные ресурсы:

  • мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии;

  • сетевые образовательные ресурсы;

  • цифровые образовательные ресурсы, разработанные педагогами школы;

  • электронные журналы и дневники.

Аудиальные (слуховые):

  • колонки;

  • музыкальный центр;

  • наушники;

  • микрофон;

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):

  • образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;

  • презентации;

  • очки виртуальной реальности.

Средства, автоматизирующие процесс обучения:

  • компьютеры;

  • планшетные компьютеры;

  • мультимедийное оборудование;

  • интерактивная доска;

  • проекторы;

  • телевизоры;

  • клавиатура с большими кнопками для слабовидящих и детей с ДЦП;

  • конструктор MECCANOID G15 KS;

  • специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода  Clevy Keyboard;

  • набор цветных выносных компьютерных кнопок малых Traxsys Medium Joggle Switch;

  • компьютерный джойстик  Traxsys Roller Joystick II;

  • 3D принтер для распечатки трехмерных моделей;

  • 3D очки;

  • мобильный класс.

Словесные:

  • учебники;

  • художественная литература;

  • словари;

  • учебные пособия;

  • другая необходимая литература.

Спортивное оборудование:

  • тренажеры.

О средствах воспитания

1. Общение как средство воспитания:

  • непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;

  • опосредованное, проявляющееся в том, что учитель направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через классные часы, школьные праздники и мероприятия.

2. Учение как средство воспитания

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

С целью повышения эффективности воспитательного воздействия обучения на уроках практикуется совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:

  • выясняют условия совместного выполнения задания; 

  • организуют его взаимное обсуждение; 

  • фиксируют ход совместной работы;

  • обсуждают полученные результаты; 

  • оценивают успехи каждого; 

  • утверждают самооценки членов группы; 

  • совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; 

  • проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 

  • в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;

  • она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 

  • социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);

  • совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

3. Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через выполнение трудовых поручений.

4. Игра как средство воспитания

Используется как в урочной так и во внеурочной деятельности, организуется в форме проведения разного рода игр:

  • организационно-деятельностные;

  • соревновательные;

  • сюжетно-ролевые;

  • спортивные;

  • дидактические.

Воспитательная работа осуществляется как дистанционно, так и очно, с предоставлением возможности участия во всех мероприятиях школы, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания. Каждому ученику предоставляется тьюторское сопровождение, при необходимости оказываются консультации специалистов.

Воспитательные мероприятия проходят в актовом зале школы, на площадке школьного двора. Для подъёма в актовый зал имеется лифт-подъёмник.

В актовом зале установлен автоматический экран и многоканальная акустическая система для демонстрации мультимедийных материалов, система подвесных микрофонов, используемых во время праздничных мероприятий. 

В школе функционирует Шахматная студия, в которой обучающиеся развивают свои интеллектуальные способности и формируют стратегическое и системное умение мыслить.

Театральная студия “Светлячок” и Хореографическая студия “Перспектива” развивают творческие способности, развивают фантазию, воображение, внимание, учат импровизировать и управлять своими эмоциями, формируют музыкальный слух, правильное дыхание, развивают речевой аппарат, дикцию, коммуникативные навыки и готовят почву для развития навыков публичных выступлений учащихся.

Для создания интерактивного виртуального образовательного пространства, организации доступного информационного и просветительского канала, позволяющего охватить аудиторию слушателей всего учреждения, объединение творчески мыслящих учащихся работой в радиожурналистике, в школе действует школьный медиацентр “Луч”.

В  школе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся с целью  создания оптимальных условий адаптации в социуме и социальной ситуации развития, соответствующей состоянию соматического и нервно-психического здоровья, индивидуальности учащихся, обеспечивающей психологические условия для успешного обучения и развития личности каждого ученика. Проводятся коррекционно-развивающие занятия со специалистами психолого-педагогической службы школы (педагогами-психологами, педагогами-дефектологами, педагогами-логопедами и др.),  индивидуальные и групповые коррекционные занятия, семинары, беседы и тренинги для учащихся и мастер-классы для родителей (законных представителей) учащихся.

Ученики школы активно принимают участие и становятся победителями в конкурсах различных уровней, которые способствуют формированию опыта творческой деятельности  учащихся, создают оптимальные условия для самореализации личности, формирования портфолио, необходимого для выбора дальнейшего профессионального обучения.