Рекомендации педагогам в работе с детьми, имеющими нарушения речи, письма и чтения.

  1. общее недоразвитие речи (ОНР).
  2. фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).

 

Особенности общего недоразвития речи ОНР),  при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся и к звуковой, и смысловой стороне. Выделяют  три уровня речевого развития при ОНР:

  • полное отсутствие общеупотребительной речи;
  • частичная сформированность речи (небольшой словарный запас, аграмматическое построение фраз);
  • развернутая речь с элементами недоразвития ( выявляются во всей речевой системе: звукопроизношении, словаре, грамматическом строе, связной речи).

 

При фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФН) происходит нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Характерными особенностями ФФН являются: неправильное произношение отдельных звуков; замена одного звука другим, смешение звуков, значительные трудности с  фонематическим анализом и синтезом, а так же при обучении чтению и письму.

Патогенетической основой нарушения речи являются: локальное поражение головного мозга,  органическое поражение речевых зон коры головного мозга, органическое поражение ЦНС, мозговые  заболевания (инсульт, опухоли) и травмы мозга, анатомические дефекты, например, нарушение строения артикуляционного аппарата, в том числе зубочелюстные аномалии, психотравмирующие ситуации.

Причины возникновения аномалии: внутриутробные патологии; родовые травмы; соматические заболевания в первые годы жизни; сотрясение мозга; вегетативные дисфункции; неблагоприятная среда развития.

 

 

Виды нарушений:

 

  1. Дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной обеспеченности речевого аппарата. Различают механическую дислалию, вызванную нарушением строения артикуляционного аппарата (неправильный прикус, неправильное строение зубов или твердого неба, короткая уздечка языка, аномально большой или маленький язык), и функциональную дислалию, связанную со спецификой языковой среды, в которой проходит развитие ребенка (неправильное речевое воспитание ребенка в семье, педагогическая запущенность).
  2. Нарушение голоса – могут быть в любом возрастном периоде – от детского до старческого. В  подростковый период изменения голоса связаны с эндокринной перестройкой организма. Выделяют две большие группы голосовых нарушений:
    • По степени сохранности, могут быть двух видов: (дисфония (частичное отсутствие голоса); афония (полное отсутствие голоса);
    • По причинам нарушения могут быть: (органические, функциональные).

 

  1. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.  Причина : анатомический дефект (открытая либо прикрытая расщелина между носовой и ротовой полостью (на верхней губе, десне, небе), часто сочетающийся с зубочелюстными аномалиями. Проявляется ринолалия во невнятности речи. В крайних проявлениях речь перестает быть понятна окружающим.
  2. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной обеспеченности речевого аппарата. Проявляется в виде расстройств звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи, интонации. Степень выраженности дефекта многовариативна и колеблется от анартрии – полной невозможности произнесения речевых звуков – до стертой дизартирии – малозаметной нечеткости произношения. Может возникнуть в любом возрастном периоде в результате поражения ЦНС.
  3. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (повторения звуков, слогов, слов; удлинения звуков; обрыв слов; вставки). Проявляется в определенных ситуациях, в результате чего,  как правило возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения. Проявляется в виде судороги мышц, при попытке начать речь или в момент речи. Сопровождается сопутствующими движениями.
  4. Алалия  - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения  речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов. Характерными особенностями являются позднее появление и замедленное развитие речи, ограниченный запас слов.
  5. Афазия – полная или частичная утрата речи (понимания или её производства), обусловленная локальными поражениями головного мозга.

 

 

Нарушения письма и чтения

 

  1. Дисграфия -  частичное расстройство процессов письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма. Типичными ошибками письма при дисграфии являются: смешение и замена букв; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, разрыв слова на части, слитное написание слов; аграмматизм;  смешение букв по оптическому сходству.

Выделяют виды дисграфии:

  • артикуляно-акустическую (фонетические нарушения);
  • акустическую (несформированность процессов фонематического восприятия);
  • оптическую (замена и искажение сходных по начертанию букв).
  1. Аграфия — полное нарушение процессов письма. Причиной  дисграфии и аграфии является недостаточная готовность психических процессов, формирующихся в процессе развития устной речи.
  2. Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в многочисленных, стойко повторяющихся ошибках (например, замены, перестановки, пропуски букв).

К формам дислксии относят:

  • фонематическую (путанее букв, которые обозначают сходные звуки; побуквенное чтение; вставки, пропуски, перестановки);
  • семантическую (механическое чтение, без понимания смысла);
  • аграмматическую (грамматические ошибки при чтении предложения);
  • мнестичекую (незапоминание букв и невозможность их сопоставления с соответствующими звуками);
  • оптическую (смешение сходных по начертанию букв).

4.   Алексия — полная неспособность овладеть чтением

 

 

Характеристика детей с нарушениями речи, письма и чтения

 

1.Физические и моторные особенности.   Слух и интеллект сохранны. Резко выражены отклонения в развитии речи. Вторичными дефектами являются ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, отклонения в            эмоционально-волевой сфере.

2.Уровень работоспособности. При речевых расстройствах, вызванных органическим поражением мозга, у детей отмечаются: возбудимость, двигательная расторможенность, низкая умственная работоспособность, высокий уровень утомляемости и раздражительности. Утомление нарастает  к вечеру и к  концу недели,  проявляясь в усилении головных болей, расстройстве сна, повышении двигательной активности.

3.Уровень психического развития.  Психическое  состояние детей с органическим поражением речи неустойчиво,  что негативно влияет на уровень работоспособности: в период психосоматического благополучия дети могут достигать достаточно высоких результатов в учебе, но осознание своих проблем6 приводит к аффективным срывам, а в последствии и к изменении характера (замкнутости, негативизму).  В некоторых случаях наблюдается апатия и  равнодушие.  Нарушение в эмоционально-волевой сфере характеризуются расстройствами настроения, эмоциональной неустойчивостью, низким уровнем контроля за собственной  деятельностью.

      Дети с  речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, для них характерны  плохие оценки, неуважительное отношение. В поведенческом плане проявляется проявляется негативизм, агрессия или повышенная застенчивость и нерешительность, высокий уровень тревожности.

4.Уровень  развития интеллекта.  Интеллект сохранен, но вследствие затруднений в восприятии и воспроизведении речи как вторичный дефект развивается ограниченность мышления.

5.Уровень развития речи: речь не развита. Преобладают простые предложения, низкий словарный запас.

6.Внимание неустойчиво, характеризуется высоким уровнем переключаемости.

7.Восприятие: объем восприятия в границах нормы, но в результате низкого уровня работоспособности объем его значительно снижен.

8.Память неустойчива.

9.Особенности обучения.  При наличии неярко  выраженных дефектов речи возможно обучение в условиях массовой школе при условии целенаправленной и систематической логопедической работы.