Эпилепсия — хроническое психическое заболевание, проявляющиеся в повторяющихся судорожных припадках и характеризующиеся психическими нарушениями.
Причины возникновения эпилепсии: наследственные факторы, нарушение обмена веществ, ранние инфекции, травмы, интоксикации
Эпилептические припадки возникают в результате повышенной возбудимости нейронов вследствие нарушения их функций и способности к самовозбуждению в каком-либо локально пораженном участке головного мозга ( одновременный разряд в большом числе нейронов вызывает судорожную активность).
Эпилепсия может иметь несколько вариантов развития:
1)благоприятный (припадки происходят редко, выраженные изменения в психике отсутствуют, дети сохраняют возможность к обучению в условиях общеобразовательной школы);
2)неблагоприятный (припадки достаточно часты, вследствие чего возникают изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранении интеллекта, благодаря чему дети сохраняют способность к обучению в массовой школе при условии индивидуального подхода и щадящего режима);
3)тяжелый (припадки довольно часты, интеллект снижен, нарушения эмоционально-волевой сферы, обучение только в вспомогательных учреждениях);
4) эпилептическая деменция (вследствие частых припадков изменения в психике носят грубый характер, не обучаемы, помещение детей в психоневрологические больницы).
Характеристика детей с эпи-синдромом
1.Изменение характера. В начале заболевания дети становятся чрезмерно сентиментальными, утрируется проявление чувств. Но при этом у них начинают появляться злопамятность и подозрительность. Так же появляются или становятся более гротескными такие составляющие, как агрессивность, эгоцентризм, подобострастие, жестокость, эгоизм. Характерен чрезмерный педантизм в отношении порядка и сверхзабота о своем здоровье. Социальный опыт сужается. Распадаются этические и духовные нормы.
2.Моторные особенности. Движение и мимика замедлены.
3.Развитие интеллекта. Мышление замедленное,вязкое. Уровень интеллектуальных возможностей с развитием болезни деформируется. Вначале снижаются способности к анализу, синтезу, осмыслению новых задач. На более поздних этапах распадаются смысловые связи и родовые понятия. Наблюдаются тенденция к конкретизации, направленность на излишние подробности, склонность к детализации.
4.Уровень развития речи. Речь тягучая, замедленная, наполненная персеверацией (повторение одних и тех же слов, фраз). Ответы носят формальный характер.
5.Особенности обучения. Ребенок периодически находится то в состоянии повышенной возбудимости, то относительного прекращения припадков. В первом случае он теряет интерес к учебе и не поддается педагогическому воздействию, во втором — усидчивость повышается, и он может включиться в учебный процесс при условии осуществления индивидуального подхода