Целевую группу проекта дистанционного образования составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ЗПР).
Представляется целесообразным обеспечить организацию дистанционного обучения детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития.
Дистанционно могут обучаться дети , которым рекомендовано:
Коррекционное учреждение IV вида ( слабовидящие дети с остротой зрения не ниже 0,05 ). При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.
Коррекционное образовательное учреждение V вида (дети с тяжелой речевой патологией).
Коррекционное образовательное учреждение VI вида (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей).
Коррекционное образовательное учреждение VII вида (дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость)
Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей при наличии рекомендаций, содержащихся в соответствующем заключении психолого-медико-педагогической комиссии или психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.
Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляется индивидуально или в малых группах (до 3 человек).
Опираясь на заключение ПМПк школы дети объединены в классы в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Важным фактором являются: уровень сформированности когнитивных процессов, темп деятельности и уровень работоспособности, уровень общительности, способность к речевой активности, особенности строения речевого аппарата, уровень осваеваемости образовательных программ.
Важным моментом является создание индивидуального здоровьесберегающего режима, с соблюдением возрастных норм предельно допустимой нагрузки, которая может модифицироваться в зависимости от психосоматического состояния детей.
Распределение детей-инвалидов по классам (группам) происходит с учетом:
1.особенностей и тяжестью заболеваний, наличием сопутствующих диагнозов и соматических состояний;
2.психологических особенностей:
- когнитивных процессов (внимание, мышление, память, восприятие);
- умственного развития (количественные и качественные характеристики интеллекта);
- уровень сформированности речи (состояние артикуляционного аппарата).
3.Личностно-характерологических, типологических, эмоционально-волевых особенностей;
4.уровня развитости и обучаемости (восприимчивость и способность к усвоению знаний) ;
5.индивидуальных особенностей работоспособности и темпа деятельности (утомляемость, включаемость в деятельность).
Подводя итоги четырехлетнего существования ЦДО, проведя мониторинг контингента учащихся, приходим к выводу что наиболее успешно и результативно дистанционно обучаются дети-инвалиды имеющие следующие категории заболеваний:
1.Заболевание органа зрения (при наличии остроты зрения не ниже 0,05 и допуска от офтальмолога);
2.Заболевания ЦНС (ДЦП, ОП ЦНС, ПМД, рассеянный склероз)
3.Заболевания сердечно-сосудистой системы ( врожденные и приобретенные пороки сердца, нарушения сердечного ритма, системные ангиоматозы);
4.Заболевания органов эндокринной системы ( сахарный диабет, гипотиреоз, гипоталамический синдром);
5.Заболевание органов дыхания (бронхиальная астма, муковисцидоз смешанной формы);
6.Заболевания органов мочевыделительной системы ( гломеруло-пиелонефриты, аномалии развития почек);
7.Заболевания органов пищеварения ( Болезнь Крона, язвенно-некротический колит, цирроз печени);
8.Заболевания иммунной системы (первичные и вторичные);
9.Эпилепсия ( при наличии допуска от эпилептолога);
10.Онкопатология;
11.Заболевания психической сферы (шизофрения, аутизм — без нарушения интеллекта).