Методические рекомендации по приему учащихся для дистанционного образования детей -инвалидов

Целевую группу проекта  дистанционного образования составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

           Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ЗПР).

             Представляется целесообразным обеспечить организацию дистанционного обучения детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития.

Дистанционно могут обучаться дети , которым   рекомендовано:

             Коррекционное учреждение IV вида  ( слабовидящие дети с остротой зрения не ниже 0,05 ).  При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

     Коррекционное образовательное учреждение V вида  (дети с тяжелой речевой патологией).

             Коррекционное  образовательное учреждение VI вида ети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей).

     Коррекционное образовательное учреждение VII вида   (дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость)     

          

           Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей при наличии рекомендаций, содержащихся в соответствующем заключении психолого-медико-педагогической комиссии или психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

           Дистанционное обучение детей-инвалидов  осуществляется индивидуально или в малых группах (до 3 человек). 

            Опираясь на заключение ПМПк  школы дети объединены в классы в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Важным фактором являются:  уровень сформированности когнитивных процессов, темп деятельности и уровень работоспособности, уровень общительности, способность к речевой активности, особенности строения  речевого аппарата, уровень осваиваемости образовательных программ.

            Важным моментом является создание индивидуального  здоровьесберегающего режима, с соблюдением возрастных норм предельно допустимой нагрузки, которая может модифицироваться в зависимости от психосоматического  состояния детей.

           

Распределение детей-инвалидов по классам (группам) происходит с учетом:

 

1.особенностей и тяжестью заболеваний, наличием сопутствующих диагнозов    и  соматических состояний; 

2.психологических особенностей:

-  когнитивных процессов (внимание, мышление, память,  восприятие);

- умственного развития (количественные и качественные характеристики интеллекта); 

- уровень сформированности речи (состояние артикуляционного аппарата).

3.Личностно-характерологических, типологических,  эмоционально-волевых особенностей;

4.уровня развитости  и обучаемости (восприимчивость и способность к усвоению знаний) ;

5.индивидуальных особенностей работоспособности и темпа деятельности (утомляемость, включаемость в деятельность).

 

    Подводя итоги четырехлетнего существования ЦДО, проведя мониторинг контингента учащихся, приходим к выводу что наиболее успешно и результативно дистанционно обучаются дети-инвалиды имеющие следующие категории заболеваний:

1.Заболевание органа зрения (при наличии остроты зрения не ниже 0,05 и допуска от            офтальмолога);

2.         Заболевания ЦНС (ДЦП, ОП ЦНС, ПМД, рассеянный склероз)                                      

3.Заболевания сердечно-сосудистой системы ( врожденные и приобретенные пороки сердца, нарушения сердечного ритма, системные ангиоматозы);

4.         Заболевания органов эндокринной системы ( сахарный диабет, гипотиреоз, гипоталамический синдром);

5.        Заболевание органов дыхания (бронхиальная астма, муковисцидоз смешанной формы);

6.       Заболевания органов мочевыделительной системы ( гломеруло-пиелонефриты, аномалии развития почек);

7.       Заболевания органов пищеварения ( Болезнь Крона, язвенно-некротичнский колит, цирроз печени);

8.      Заболевания иммунной системы (первичные и вторичные);

9.      Эпилепсия ( при наличии допуска от эпилептолога);

10.    Онкопатология;

11.     Заболевания психической сферы (шизофрения, аутизм — без нарушения интеллекта).